Министериализм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Министериализм — это способ осуществления государственной власти посредством официально созданных ведомств (со своей иерархией и наименованием), которые предопределяют деятельность государственного аппарата.
Характерные черты министериализма:
бюрократизация исполнительной власти, когда главную роль играют не политически ответственные лица, а несменяемые чиновники министерств;
усиление исполнительной власти (кабинета министров, премьер-министра) за счет парламента;
приверженность к мерам, принимаемым находящимся у власти министерством, поддержка его.
Понятие «Министериализм» возникло в связи со вступлением социалиста А. Мильерана в 1899 в состав французского буржуазного правительства.
Он играет ведущую роль в осуществлении властных полномочий исполнительной ветвью власти. При министериализме не парламент контролирует правительство, а правительство через контролируемое им большинство в парламенте добивается нужных ему решений.
В странах с министериальным режимом допускается совмещение должностей в органах законодательной и исполнительной власти. Поэтому ситуация, когда члены парламента одновременно занимают министерскую должность, является вполне стандартной.
Виды министериализма (критерий — политическая роль главы правительства):
режим кабинета: действует статус primus inter pares (первый среди равных), его глава в некоторой степени связан партийной принадлежностью и должен соответствовать ожиданиям своих коллег;
Кроме того, в режиме кабинета правительство формируется из состава крупнейшей парламентской фракции, что является характерной чертой для государства с двухпартийной системой (Великобритания) или многопартийной системой с одной доминирующей партией (Япония), а в режиме главы правительства – коалицией партий, что обусловлено многопартийной системой государства (Австрия, ФРГ).
режим главы правительства: его власть имеет приоритет над всеми партиями, в том числе и над партией его принадлежности, он сам формирует правительство на основе созданных им коалиций партии, представленных в парламенте, и премьер-министр (канцлер и т.п.) может умело это использовать.
Классический пример министериального режима главы правительства — ФРГ, в которой канцлер (глава правительства) занимает ключевое положение в системе политических координат страны.
Германская система правления даже именуется «канцлерской демократией». От политической позиции, популярности, психолого-политических навыков канцлера полностью зависит весь состав правительственной команды. Канцлером становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Де-факто именно федеральный канцлер выступает политическим лидером страны. В государстве есть президент, но его полномочия достаточно ограничены. Президенту страны отведена роль «лица нации», не занимающегося конкретно управлением.
Правительству принадлежат обширные полномочия:
оно направляет всю внешнюю и внутреннюю политику страны;
контрассигнует подписи президента;
пользуется законодательной инициативой, может быть творцом делегированного законодательства и т.д.
Режим главы представительства базируется на коалиционных соглашениях, а одной из главных составляющих политики партий становится заключение избирательных, парламентских и правительственных союзов.